Система ценообразования на горюче-смазочные материалы в России остается одной из самых загадочных. И в то же время – самой предсказуемой. Идут весенне-полевые работы – повышаются цены на дизельное топливо. Начался туристический сезон – авиационный керосин в России оказался значительно дороже, чем в Европе. Во всем мире керосин еще в мае в среднем подешевел на 8 проц. В итоге цена на керосин в Лондоне оказалась ниже на 6,2 проц., чем в Москве, а в аэропорту Дубай – на 8,1 проц. Эксперты объясняют это тем, что на Западе существуют механизмы биржевого регулирования. На свободном рынке цена является предметом торга между продавцом и покупателем, в то время как в России она диктуется производителем.
В этой связи федеральная антимонопольная служба в очередной раз предложила стабилизировать внутренний рынок топлива за счет более частого пересмотра экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Менять их можно, считают в ФАС, не раз в два месяца, а чуть ли не каждую неделю.
Сейчас ставка пошлины отстает от текущих цен на 15 – 20 проц. Когда пошлины догонят цены, считают в ФАС, не только пополнится казна, но и стабилизируется внутренний рынок. Однако ряд независимых экспертов считает это маловероятным. Хотя бы потому, что все предыдущие попытки затормозить цены на ГСМ заканчивались, как правило, ничем.
РИА «ЗЕМЛЯ»
09.07.2008 |